БЫКОВ В.Е.,
КОВАЛЕНКО Я.Н.
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный
исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,
кафедра теории, истории государства и права и международного права юридического
института.
Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный
исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,
магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права
юридического института.
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация.
За последние годы мировая экономика претерпела множество сложностей, начиная
мировым кризисом, заканчивая проблемами увеличения миграционных процессов,
развития технологий и изменений производств, а также неравенства доходов стран,
обусловленных наличием природных ископаемых и производств. В связи с чем из-за
экономической конкуренции за сферы влияния, происходили вооруженные конфликты,
которые представляют собой уже испытанный временем и проверенный способ борьбы
за природные и человеческие ресурсы. И, как всегда, в истории человечества
наибольшая тяжесть в этих конфликтах выпадала на долю гражданского населения,
которое не всегда было возможно защитить средствами международного гуманитарного
права. В связи с чем целью статьи является рассмотрение развития международного
гуманитарного права в современном мире.
Ключевые слова:
международное гуманитарное право, МГП, современный мир, развитие технологий.
THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW IN
THE MODERN WORLD
Annotation. In recent years, the world economy has undergone many difficulties,
starting with the global crisis, ending with the problems of increasing
migration processes, technology development and changes in production, as well
as income inequality in countries due to the presence of natural resources and
industries. In this connection, due to economic competition for spheres of
influence, armed conflicts have occurred, which represent a time-tested and
proven way of fighting for natural and human resources. And as always in the
history of mankind, the greatest burden in these conflicts fell on the civilian
population, which was not always possible to protect by means of international
humanitarian law. In this regard, the purpose of the article is to consider the
development of international humanitarian law in the modern world.
Keywords:
international humanitarian law, IHL, modern world, technology development.
В мире, где вооруженные конфликты
и нарушения прав человека все еще актуальны, важное значение отводится
международному гуманитарному праву, под которым понимается совокупность правил и
принципов, направленных на регулирование поведения государств и иных субъектов
причастных к вооруженным конфликтам. Также следует отметить и тот факт, что
международное гуманитарное право предназначается и для защиты прав людей, не
участвующих и не принимающих участия в военных конфликтах, к данной категории
лиц в свою очередь можно отнести: гражданских, военнопленных, раненых и больных,
помимо защиты прав лиц не участвующих в конфликте МГП направленно и на
ограничение негативного воздействия боевых действий на культуру и окружающую
среду [1]. То есть оно является частью международного права, обязывающей
государства и иных субъектов соблюдать положения. На развитие и
совершенствование международного гуманитарного права непосредственное влияние
оказывают международные договора, судебная практика и обычаи, а также
деятельность таких организаций как: Международный Комитет Красного Креста и
Международная Комиссия Гуманитарного Права.
Если же говорить о странах
внесший вклад в развитие МГП, то тут следует отметить влияние нашей страны,
которая внесла огромный вклад в развитие данной отрасли права. Так, например
Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных
пуль 1868 года, принятая на созванной Россией конференции, представляет собой
первый международный договор, который направлен на ограничение средств и методов
ведения войны.
Следующей не менее важной и
прогрессивной инициативой является созыв и проведение в 1874 году конференции в
Брюсселе, по итогам которой была разработана Брюссельская декларация о законах и
обычаях сухопутной войны. Также
Россия созвала и провела конференции, в Гааге, в 1899 и 1907 годов, по итогам
которых были приняты очень важные конвенции и декларации, устанавливающие
правила ведения и мирного разрешения международных споров, однако без инициативы
такого российского ученого, профессора Федора Федоровича Мартенса данных бы
новшеств не произошло, в связи с чем в мире его считают гением. Задуманные как
конференции по разоружению, они превратились в конференции мира. Россия
последовательно подтверждала важность и эффективность выдвижения своевременных
инициатив по общим актуальным проблемам, связанным с вооруженными конфликтами, и
предложений по их урегулированию на основе норм международного права. Бесспорна
роль России в выдвижении собственных инициатив и согласовании позиций других
государств на основе концепции всеобщего блага [2].
Далее следует поговорить об
основных принципах МГП, к которым следует отнести следующие:
Принцип неприменения силы. В
данном случае, главенствующей целью Устава ООН является избавление бедующего
поколения от бедствий войны, путем принятия практики, по которой применение
вооруженных сил возможно лишь в общих интересах. Согласно положениям устава,
применение вооруженных сил и как таковой силы было запрещено, помимо этого под
запрет попадали даже угрозы силой, который бы были несовместимы с утвержденными
целями ООН.
Принцип уважения прав человека.
Данный принцип помимо закрепления в Уставе ООН, также присутствует во Всеобщей
декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и
политических правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах.
Были заключены ряд конвенций, которые были направленны на предупреждение
геноцида и последующее наказание за него, ликвидации существующих форм
дискриминации по расовой принадлежности, ликвидации форм дискриминаций,
проявляющихся по отношению к женщинам и правах ребенка, а также других [3].
Запрет убийства сдавшихся в плен
или раненых. Характерной чертой данного принципа является то, что раненых должна
забирать та сторона, за которой они сражались, в свою очередь защита также
должна была распространяться и на медицинский персонал, учреждения, транспортные
средства и предметы медицинского назначения.
Запрет выбора методов и средств
ведения войны.
Принцип гуманизма, в соответствии
с которым стороны не должны негативно относится к мирному населению, поскольку
они не являлись комбатантами [4].
В связи с чем можно сказать, что
данные принципы являются некой основой, которая необходима для дальнейшего
улучшения, разработки и применения правил, направленных на урегулирование
поведения сторон в военном конфликте.
Если же говорить о способах
обеспечения соблюдения МГП, то к ним можно отнести то, что некоторые серьезные
нарушения МГП могут быть расследованы и в последующем привлечены к
ответственности виновные лица Международным уголовным судом в Гааге. Судебное
преследование также может осуществляться в некоторых национальных судах, которые
приняли “универсальную юрисдикцию”. Это относится к судам, принимающим решение о
судебном преследовании за преступление, совершенное за пределами страны людьми,
которые не являются ее гражданами, но, когда преступление достаточно серьезное,
чтобы требовать судебного преследования где бы то ни было. (IRC призвал
государства принять универсальную юрисдикцию для судебного преследования за
военные преступления.)
В качестве иных мер можно отнести иски в
Международный суд, санкции, международные механизмы мониторинга или
расследования и некоторые внутренние гражданские иски [5].
Говоря о субъективном составе
МГП, то он выглядит следующим образом и к нему можно отнести: государства,
которые и являются основными субъектами МГП; далее идут международные
организации (ООН, Красный Крест и др.); комбатанты и не комбатанты.
Также следует сказать, что
отличительной чертой современного гуманитарного права является ее
распространение на вооруженные конфликты немеждународного характера помимо
непосредственных вооруженных конфликтов. Данной категории конфликтов посвящен
второй Дополнительный протокол 1977 г. (развивающий и дополняющий ст. 3
Женевских Конвенций), в котором определены присущие им характерные черты,
ограниченность пределов территорией государства, определение круга участников, к
которым отнесены вооруженные силы и антиправительственные вооруженные силы либо
иные организованные вооруженные группы. В свою очередь последние должны быть под
чьим-то командованием, которое в последствии будет нести ответственность за их
противоправные действия; антиправительственные силы должны осуществлять такой
контроль над частью территории, который позволяет им проводить непрерывные и
согласованные военные действия и применять данный Протокол (п. 1 ст. 1). Также
стоит отметить случаи, непопадающие под действие второго Дополнительного
протокола, а в соответствии не являющиеся конфликтами немеждународного
характера: беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты
аналогичного характера (п. 2 ст. 1) [6].
Также в настоящее время из-за
бурных темпов совершенствования технологий на процесс развития МГП оказывают
влияние следующие факторы:
Несоблюдение положений МГП
сторонами участвующими в конфликте. Данный фактор представляет собой одну из
основных проблем в силу того, что зачастую стороны конфликта нарушают МГП,
включая запрет на применение незаконных методов и средств ведения войны, защиту
гражданского населения и гуманитарных объектов, а также обязанность
предоставлять помощь и защиту пострадавшим. Данные нарушения приводят к
достаточно негативным последствиям не только для самой страны, но и для мирного
населения, создавая гуманитарные кризисы.
Под
которыми принято понимать единичное событие или серию событий, угрожающих:
здоровью, безопасности, благосостоянию общины или группе людей. Он может
проявляться посредством внутреннего или внешнего конфликта, происходящий на
большой территории. Что порождает необходимость принятия мер на местном,
национальном и международном уровнях.
Изменение природы международных
конфликтов. Благодаря современным технологиям на вооружение стран попадают
различные орудия, разные летательные аппараты, которые требуют разработки новых
норм и принципов.
Изменения в международной
политике и дипломатических отношениях стран. В данном случае именно
сотрудничество государств и международных организаций играет ключевую роль в
разработке новых соглашений и в поддержании существующих норм МГП.
Еще одной проблемой является
недостаточная осведомленность о МГП среди гражданских лиц и вооруженных сил.
Многие люди не знают о своих правах и обязанностях по отношению к МГП, что
затрудняет его эффективную реализацию. В связи с чем возникает необходимость в
проведении образовательных программ и распространении информации о международном
гуманитарном праве, с целью повышения уровня осведомленности граждан.
В то же время, существуют
перспективы развития МГП, которые могут устранить данные проблемы и повысить
эффективность его применения [7,8].
В первую очередь, это может быть
достигнуто путем совершенствования системы наказания за нарушения МГП. В данном
случае благодаря усилению ответственности государств и граждан, а также
сотрудничеству международных и национальных судов станет возможным установить
справедливость и предотвратить безнаказанность.
Кроме того, необходимо внедрение
новых инструментов и механизмов для более эффективного контроля и наблюдения за
соблюдением МГП. Развитие технологий и повышение их доступности позволит более
эффективно документировать нарушения МГП и собирать доказательства для
последующего преследования нарушителей.
Из-за развития технологий и
внедрения результатов научно-технического прогресса на вооружение стран следует
пересмотреть нормативы и внедрить в них поправки, которые бы урегулировали
использование современных орудий в военных условиях, дабы обеспечить
согласованность с принципами гуманности и справедливости, которые лежат в основе
действия международного гуманитарного права.
Также, для повышения
осведомленности о МГП, необходимо уделять больше внимания образованию и
информационным кампаниям. Систематическое обучение о МГП на различных уровнях
образования, включая вооруженные силы и гражданское население, поможет создать
культуру уважения к правам человека и гуманитарным нормам [9].
Далее следует поговорить о
существующих недостатках международного гуманитарного права, встречающихся на
практике. Хотя существует слишком много конкретных проблем, о которых было
сказано ранее,
Женевская академия
международного гуманитарного права и прав человека разрабатывает ценное
руководство для понимания проблем, с которыми сталкиваются негосударственные
группы и сообщества при соблюдении норм международного гуманитарного права. В то
время как внешние факторы, влияют на то, как соблюдаются международные
гуманитарные законы, существует множество государственных, а также
негосударственных групп, действия которых приводят к нарушению гуманитарных
законов. Поскольку очевидно, что наиболее важной и первостепенной проблемой
является несоблюдение законов множеством негосударственных организаций. Но эта
проблема, заключается в том, что негосударственные субъекты не являются
участниками Международных договоров, в свою очередь МГП, поддерживаемое
окружающими его странами, включает определения и положения для НГБ в ситуациях
военного конфликта, по существу, поскольку они являются фактическими сторонами в
этом вопросе. Например, войны на Ближнем Востоке, подобные войнам в Афганистане
и Иране, ясно показывают, что нарушения законов ведения войны государственными и
негосударственными группами являются следствием асимметричных боевых действий.
Для технически слабой иракской стороны повстанцев нарушения МГП предложили
способы:
1) обеспечение выживания.
2) приближаясь достаточно близко
к врагу, убивают американских солдат.
Поскольку негосударственные
вооруженные группы чаще всего действуют в населенных районах, и, хотя это само
по себе является явным нарушением МГП, военное обоснование обхода необходимых
правовых мер для уменьшения опасности для гражданских лиц только усугубляется
[10].
Таким образом на основании
вышеизложенного следует сказать, что Международное гуманитарное право
представляет собой важную область права, регулирующую поведение вооруженных
конфликтов и защищающую права и достоинство людей, находящихся под влиянием
таких конфликтов. Данная отрасль прошла достаточно долгий путь, основываясь на
принципах гуманности, неотвратимости и пропорциональности. Применение этого
права осуществляется во время вооруженных конфликтов и включает в себя защиту
жертв, предоставление гуманитарной помощи и обеспечение справедливости и
ответственности за нарушения. Однако, современные вызовы и проблемы, такие как
терроризм, кибервойна, использование современных вооруженных средств,
представляют новые вызовы для международного гуманитарного права, требуя его
постоянной адаптации и развития.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Introduction to International Humanitarian Law.
URL:
https://diplomacynetwork.com/introduction-to-international-humanitarian-law/
(дата обращения 06.12.2023).
2 Международное гуманитарное
право: современные проблемы и перспективы развития URL:
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1702148934&tld=ru&lang=ru&name=LWaKTAsVwooQ3hlWpKKnnAAgVtzGOD9l.pdf&text=МЕЖДУНАРОДНОГО%20ГУМАНИТАРНОГО%20ПРАВА%20В%20СОВРЕМЕННОМ%20МИРЕ&url=http%3A%2F%2Fduma.gov.ru%2Fmedia%2Ffiles%2FLWaKTAsVwooQ3hlWpKKnnAAgVtzGOD9l.pdf&lr=20702&mime=pdf&l10n=ru&sign=9cd629f802810cb0a831ff544e10838e&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1702148934%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3DLWaKTAsVwooQ3hlWpKKnnAAgVtzGOD9l.pdf%26text%3D%25D0%259C%25D0%2595%25D0%2596%25D0%2594%25D0%25A3%25D0%259D%25D0%2590%25D0%25A0%25D0%259E%25D0%2594%25D0%259D%25D0%259E%25D0%2593%25D0%259E%2B%25D0%2593%25D0%25A3%25D0%259C%25D0%2590%25D0%259D%25D0%2598%25D0%25A2%25D0%2590%25D0%25A0%25D0%259D%25D0%259E%25D0%2593%25D0%259E%2B%25D0%259F%25D0%25A0%25D0%2590%25D0%2592%25D0%2590%2B%25D0%2592%2B%25D0%25A1%25D0%259E%25D0%2592%25D0%25A0%25D0%2595%25D0%259C%25D0%2595%25D0%259D%25D0%259D%25D0%259E%25D0%259C%2B%25D0%259C%25D0%2598%25D0%25A0%25D0%2595%26url%3Dhttp%253A%2F%2Fduma.gov.ru%2Fmedia%2Ffiles%2FLWaKTAsVwooQ3hlWpKKnnAAgVtzGOD9l.pdf%26lr%3D20702%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D9cd629f802810cb0a831ff544e10838e%26keyno%3D0%26nosw%3D1
(дата обращения 06.12.2023).
3 Принципы международного
гуманитарного права.
URL:
https://help-stud.ru/ref_mejdunarodnoe_gum_pravo.php
(дата обращения 06.12.2023).
4 History And Development Of International Humanitarian Law.
URL:https://lawcorner.in/history-and-development-of-international-humanitarian-law/
(дата обращения 06.12.2023).
5 Why is international humanitarian law important?
URL:
https://www.rescue.org/article/why-international-humanitarian-law-important(дата
обращения 06.12.2023).
6 Финешин Евгений Современное
международное гуманитарное право. URL:
https://proza.ru/2012/03/14/1991 (дата обращения
06.12.2023).
7
Проблемы и перспективы развития международного гуманитарного права.
URL:https://brothersinlaw.ru/CASES/problemy-i-perspektivy-razvitiya-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava?ysclid=lpwsi3pp14131308588
(дата обращения 06.12.2023).
8 Международное гуманитарное
право: основные принципы и применение в современном мире. URL:
https://ustiniya.ru/tema-mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo/
(дата обращения 06.12.2023).
9 Саъдуллаева Р.У. Актуальные
проблемы и перспективы развития международного гуманитарного права («МГП») //
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ».
2023.Т.4, № 5 (62).
С.580-585.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava-mgp
10 The relevance of international humanitarian law in the 21st century .
URL:
https://blog.ipleaders.in/relevance-international-humanitarian-law-21st-century/(дата
обращения 06.12.2023).